Какой реальный пробег на одном заряде?
У каждого мотор-колеса есть его максимальная скорость, которую оно способно развить на заданном напряжении батареи. Для большинства моделей эта скорость в км/ч примерно равна напряжению в вольтах, т.е. при 48 вольтах скорость будет около 45-50 км/ч, при 77 вольтах - около 70-75 км/ч и т.п.
Иногда есть вариации - более "медленные" моторы, у которых меньше максимальная скорость, но выше тяга, и наоборот - более "быстрые", у которых выше максимальная скорость, но меньше тяга. Данный показатель зависит от намотки медных жил проводов статора мотора. Например моторы имеющие 6 витков и выше считаются тяговыми, а 2-3 витка скоростными.
Чтобы достичь нужную скорость, контроллер должен обеспечивать необходимую мощность. Мощность достигается силой тока которую контороллер спосособен обеспечить для мотора. К сожалению, большая часть энергии уходит на преодоление сопротивления воздуха, поэтому с увеличением скорости расход энергии растёт очень сильно. Тише едешь - дальше будешь :)
Расход на заданной скорости зависит в основном от массы и парусности велосипеда и пилота, и определяется опытным путём. Ориентировочные значения можно найти в таблице ниже.
Используемая батарея должна обеспечивать необходимую контроллеру мощность (ток). Чем больше (ёмче) батарея - тем выше у неё мощность (максимальный ток), который она способна отдавать в штатном режиме без повышенного износа ячеек и вреда для себя.
Таким образом, максимальная скорость определяется напряжением батареи, мотором и мощностью контроллера, при этом батарея должна обеспечивать нужную мощность без вреда для себя.
Дальность (ПРОБЕГ)
Дальность определяется ёмкостью батареи и скоростью езды. Зависит от массы и парусности. Определяется экспериментально (см таблицу ниже).
Выше ёмкость батареи - линейно выше дальность.
Выше скорость - меньше дальность.
Две и более одинаковые батареи можно соединить параллельно, увеличив дистанцию пробега в соответствующее количество раз.
Экспериментальные данные
В таблице приведены ориентировочные значения для 30-килограммового байка с 70-килограммовым пилотом, полученные опытным путём. Расстояние приведено для движения по горизонтальной ровной поверхности без помощи педалей, т.е. только на электротяге. Приёмы экономной езды позволяют увеличить пробег. Агрессивная езда, соответственно, уменьшить :)
Мощность, Вт |
Скорость, км/ч |
Расход, Вт*ч/км |
Пробег на батарее, км | ||||||
36 V 9.6 Ah (330 Wh) | 48 V 9.6 Ah (440 Wh) |
48 V 16 Ah (750 Wh) | 77 V 15 Ah (1130 Wh) | ||||||
150 + педали | 20 | 7 | 47 | 62 | 107 | 161 | |||
250 | 25 | 10 | 33 | 44 | 75 | 113 | |||
350 | 30 | 12 | 27 | 36 | 62 | 94 | |||
500 | 35 | 13 | 23 | 31 | 53 | 80 | |||
750 | 40 | 18 | 18 | 24 | 41 | 62 | |||
1000 | 45 | 22 | 15 | 20 | 34 | 51 | |||
1500 | 50 | 30 | - | 14 | 25 | 37 | |||
2000 | 60 | 34 | - | - | 22 | 33 | |||
2500 | 70 | 42 | - | - | 17 | 26 | |||
4500 | 80 | 55 | - | - | - | 20 |
Но я видел совсем другие значения?!
Увы, чудес не бывает.
Продавец либо лукавит, либо указывает значения для режима самой слабой помощью педалям (без использования ручки газа) при активном педалировании. Реальную дальность в километрах можно вычислить используя указанную ёмкость в ватт-часах, разделив её на расход на выбранной скорости.
Например, у велосипеда Бош за 1599 евро батарея на 400 ватт-часов, и при скорости 25 км/ч (максимальной, которую можно развить на его 250 ваттах) расход составляет около 10 ватт-часов на километр. Соответственно, пробег будет 400 / 10 = 40 километров, а вовсе не 150 :)
У велосипеда Штромер за 9999 долларов (не учитывая НДС) батарея 983 ватт-часа, и при заявленной максимальной скорости 45 км/ч расход будет около 22 ватт-часа на километр, значит пробег будет 983 / 22 = 45 километров, а не 180.
Так же следует учитывать что указанные ёмкости батарей являются номинальными, а не реальными, если не подтверждены настоящими разрядными графиками. В реальности ёмкость на 5-10% меньше. Даже у Теслы.