Как выбрать мотор-колесо
Мотор-колесо — один из главных элементов, с помощью которого можно из любого велосипеда сделать электрический. Такая сборка выйдет гораздо дешевле, чем покупка заводских моделей с аналогичными параметрами. Мы расскажем, как выбрать мотор-колесо для переоборудования велосипеда и что нужно знать о редукторном и прямоприводном двигателе.
Электровелосипед хорошо преодолевает препятствия вроде холмов, бездорожья, встречного ветра без приложения усилий со стороны велосипедиста. Можно купить готовую заводскую модель, но такой вариант затратный: стоимость бюджетных моделей стартует с 30 тыс. руб. Другой способ – своими руками превратить обычный велосипед в электрический. Основная проблема – как правильно подобрать мотор-колесо оптимальной мощности, чтобы взбираться на горки и проехать максимум километров. Рассмотрим в статье главные критерии при покупке данного двигателя.
Как выбрать мотор-колесо для велосипеда: основные параметры
Производители предлагают мотор-колеса различного назначения. Одни модели хорошо преодолевают подъемы, другие рассчитаны на длительные поездки или высокую скорость. Мощные электродвигатели (выше 250W) с хорошим крутящим моментом отлично справляются с подъемами в гору. Но из-за таких нагрузок аккумулятор быстро разряжается. Моторы с мощностью до 250W имеют большой ходовой запас, однако для поднятия на крутые склоны велогонщику придется подключать педали, применять силу. Для городских условий электродвигателя 250W достаточно: езда происходит по асфальту на ограниченной ПДД скорости 25 км/ч. Поэтому кроме мощности перед покупкой учитывайте не менее важные параметры:
- Крутящий момент. Параметр отвечает за способность электробайка ускоряться, преодолевать препятствия. Чем выше мощность мотора, тем сильнее его крутящий момент. Если планируется эксплуатация электровелосипеда в экстремальных условиях (перемены погоды, сильный ветер, холмистая местность), пригодится хорошая тяга и грузоподъемность. В этом поможет мотор мощностью минимум 500W. Нельзя забывать, что при подъеме в гору и переключении передач крутящий момент падает. При въезде на территорию с преградами и препятствиями – избегайте частого переключения передач.
- Спуски с горы. После восхождения на гору следует спуск. В этом случае можно воспользоваться рекуперативным торможением и немного подзарядить батарею. Рекуперативное торможение возможно только в прямоприводных моторах. При спуске с крутой горы на протяжении часа часть потраченной энергии автоматически вернется в аккумулятор. Т.е. вы зарядите батарею еще на 10-15 минут пути и сэкономите тормозные колодки.
- Трансмиссия. Особенность трансмиссии влияет на выбор передней или задней установки колеса. Если на велосипеде стоит планетарная втулка или ножной тормоз, рекомендуем ставить переднее мотор-колесо. В противном случае, планетарную втулку придется снять. Для установки заднего колеса кассету с трещоткой или звездочками необходимо заменить кассетой с фривилом на 6-7 звезд. Заднее колесо дает больше мощности и тяговой силы, но увы: сама конструкция велосипеда не всегда позволяет такую установку.
- Диаметр. Чем меньше диаметр обычного колеса у велосипеда, тем ниже скорость он может развить. Зато на колесах малого диаметра (до 16 дюймов) всегда больше тяга – можно совершать подъемы и ездить по бездорожью. Колеса размером 20-26 дюймов созданы для скоростной езды.
- Конструкция вилки. На недорогих моделях производители ставят передние и задние вилки низкой прочности из некачественных сплавов. Поэтому при установке электромотора заранее проверьте целостность вилки на наличие трещин повреждений, сколов. Дропауты должны прочно удерживать мотор-колесо, иначе оно просто вылетит во время поездки. Для вилок из алюминия лучше поставить мощный редукторный мотор 250-300W либо 800W, если прямоприводный. Для прочных стальных вилок допустимо использовать более мощные: от 500W для редукторных и 1500W прямоприводных. Чтобы надежно зафиксировать мотор в вилке, купите дополнительный велосипедный крепеж-усилитель дропаута.
- Велосипедные обода. Они различаются высотой профиля. Поэтому при заспицовке мотор-колеса в обод требуются спицы разной длины. Большинство колес рассчитаны на 36 спиц, реже встречаются варианты с 16, 28, 32. Если приобрели стандартную модель, проверьте, что в ободе вашего велосипеда такое же количество отверстий, иначе придется сверлить дополнительные.
- Дизайн. МК выпускаются в черном или серебристом цвете. Спицы – чаще серые. При необходимости все компоненты можно перекрасить в автосервисе. Черный цвет сильнее нагревается под прямыми солнечным лучами летом, поэтому электровелосипед с такими колесами лучше не оставлять надолго на солнце. Мотор-колеса продаются по отдельности и в готовых комплектах, куда также входят аккумулятор, бортовой велокомпьютер, контроллер, ручки акселератора. Электровелонаборы различаются стоимостью, количеством комплектующих. Чтобы сэкономить деньги и быть уверенным, что все детали подходят друг другу, лучше приобрести набор.
Мотор-колесо с редуктором или прямым приводом
Самый частый вопрос велогонщика при сборке электровелосипеда: какое колесо выбрать – редукторное или с прямым приводом. Выбор зависит от цели эксплуатации и необходимой райдеру скорости.
С редуктором
Редуктор влияет на крутящий момент двигателя. Подъемы на холмы будут легче, а вот скорость передвижения ограничится 25-30 км/ч. Редуктор включает в себя планетарную передачу и 3 пластиковые шестеренки. Периодически шестеренки требуют плановой замены. Их долговечность зависит от интенсивности эксплуатации мотора. В среднем комплекта шестеренок хватает на 30 000 км. Стальные шестерни более прочные, эксплуатируются дольше, но встречаются редко и придают двигателю сильный шум.
Редукторная система характеризуется износостойкостью и устойчивостью к поломкам. С редукторным двигателем сопротивление во время движения отсутствует. Если сядет батарея, райдер может двигаться дальше, крутя педали. Мотор не затормаживает колесо. Отличный накат велосипеду придает обгонная муфта: она автоматически отсоединяет двигатель от колеса.
Преимущества:
- компактность, малый вес (от 1,4 до 4,5 кг);
- редуктор с обгонной муфтой защищены от попадания влаги, пыли;
- нет сопротивления при педалировании;
- низкая стоимость;
- высокая эффективность в большом диапазоне скоростей.
Недостатки:
- невозможно рекуперативное торможение;
- шум из-за трения шестеренок;
- максимальная мощность 500W, ограниченная скорость.
Лучше выбрать МК с редуктором 250-350W, если планируете ездить на небольшой скорости и в городских условиях, а вес райдера не превышает 90 кг. Для холмистого, горного рельефа рассмотрите редукторный мотор свыше 500 Вт.
С прямым приводом
Direct Drive включает два компонента: ротор и статор. Ротор — это неподвижная ось колеса с короткозамкнутыми обмотками, которая крепко присоединена к велосипедной раме. Статор представляет собой втулку со сверхмощными магнитами. К втулке прикреплены спицы и обод. При запуске двигателя магниты статора начинают вращение вокруг ротора.
Прямоприводные двигатели отличаются надежностью, долговечностью, выдерживают от 100 кг и более. Способны разгонять транспорт до 100 км/ч и вырабатывать рекуперативную энергию при торможении.
Преимущества:
- простая конструкция;
- низкий шумовой порог;
- показатели мощности до 5000W;
- возможность преодолевать длинные дистанции на одной электротяге;
- высокий КПД.
Недостатки:
- большой вес 6-7 кг;
- крупные габариты;
- сопротивление педалированию;
- стоит больше редукторного.
Прямой привод мы рекомендуем устанавливать на тяжелые электробайки, когда предполагаются поездки по лесу, сельским дорогам или бездорожью. Для разгона до 35 км/ч хватит двигателя мощностью 600-700W. Для скорости от 50 км/ч рассматривайте мотор от 1200-1500 Вт.
Оба типа мотора модернизируют классический безмоторный велосипед в современное устройство на электротяге. Трансформация велика в полноценный электробайк понравится пожилым людям, которым в силу возраста и слабого здоровья тяжело долго крутить педали. Велосипед с мотором также оценят путешественники, дачники, грибники – все, кто совершает дальние поездки с багажом и предпочитает передвигаться с комфортом.